Немного о шариковых ручках

Шариковую ручку можно назвать великим изобретением всех времен и народов. Казалось бы, шариковые ручки существовали всегда, но это не так. За более чем семидесятилетнюю историю ручка стала самым популярным в бытовом отношении предметом, без которого даже в эпоху гаджетов невозможно представить нашу жизнь.

История шариковой ручки не так уж проста. В битве за доказательства этого изобретения до сих пор борются наследники первооткрывателей. Сам принцип действия ручки как принадлежности для письма был запатентован еще в конце 1888 г. американцем Джоном Лаудом; спустя 16 лет, в 1904 г., после некоторых технических усовершенствований патент получил Джордж Паркер, который собрал собственную перьевую ручку с механической системой набора чернил; в 1916 г. - Ван Вечтен Райзбергу выдали очередной патент. Но все это были коммерческие патенты, необходимые для продаж перьевых письменных принадлежностей. Своему рождению принципа применения шарика на конце ручки мы обязаны венгерскому журналисту Ласло Йожефу Биро. Произошло это в 1931 г., когда Ласло вместе со своим братом Георгием придумали новый тип ручки – перенос чернил на бумагу при помощи вращающегося шарика. Однако, запатентовать изобретение Биро смог не сразу, только в 1938 г., и лишь на территории Венгрии и Аргентины. Случилось это из-за несовершенной системы патентования изобретений.

Особым в жизни шариковой ручки стал 1943 г. Именно тогда американский патент получил Милтон Рейнолдс (купивший ручку на улице Аргентины, он осознал ее коммерческий успех), а также военно-воздушные силы Великобритании. Британский парламент, приобретший технологию, поставил на поток производство шариковых ручек, которые стали незаменимым инструментом для летчиков (в воздухе карандаш часто ломался, а из перьевой ручки вытекали чернила). Именно во время Второй мировой войны мир увидел великое изобретение. О популярности шариковой ручки ноу-хау тех лет свидетельствует тот факт, что один универмаг Нью-Йорка совершил продажи во время ланча боле десяти тысяч ручек. Произошло это 29 октября 1945 г. Спустя тринадцать лет француз Марсель Бик (основатель одноименной компании «Bic») создал дешевые одноразовые ручки, которые заполонили всю планету.

 

В нашей стране первая советская ручка появилась в 1949 г. По сути, технология, вывезенная из Германии, прошла апробацию на Куйбышевском шарикоподшипниковом заводе (ныне Самара). Советские технологи долго не смогли раскрыть секрет химического состава пасты. Идея смешать касторку с канифолью до сих пор остается анонимной, при помощи такой смеси в быту вообще-то боролись с мухами. Вплоть до середины 1970-х гг. в советской школе ученикам запрещали использовать шариковые ручки (разрешали только в старших классах), считая, что этот предмет не способствует выработки правильного каллиграфического почерка – нельзя писать «с нажимом».

Сегодня шариковая ручка – это не только предмет первой необходимости, но и прекрасный носитель рекламной информации. Фирменные ручки с логотипом – дешевый и весьма эффективный инструмент маркетинга, способный повысить лояльность к компании, стимулировать рост продаж, а также поднять уровень корпоративной культуры. Сегодня нанесение логотипа на ручку по статистике является самым популярным инструментом, применяемым в розничных продажах, а также промо-акциях. В наше время практически любое рекламное производство имеет машины для тампопечати, при помощи которой можно нанести логотип на ручки.

Если не первой, то самой известной и популярной компанией, которая еще на рубеже XX и XXI в. стала печатать логотипы на бытовых изделиях, была компания Авраама Сингера «Amsterdam». Именно эта нью-йоркская фирма к 1925 г. стала персонализировать под заказчика почти все виды рекламной продукции: карманные и настольные календари, перьервые ручки, карандаши, блокноты, папки и пр. 

Новаторские таланты Сингера были продемонстрированы в то время, когда многочисленные частные компании нуждались при выходе на рынок в своем лице. И нанесение знака на ручку являлось уникальным средством продвижения. В наше время, полное средств материальной и электронной коммуникации, сложно представить, какой коммерческий успех могла иметь компания, которая в своей деятельности использовала корпоративные сувениры и письменную продукцию.

Интересный факт:
Жительница Динслакена (Германии) Ангелика Унфергау собрала самую богатейшую коллекцию шариковых ручек из 137 стран земного шара. Почти 169 тысяч моделей ручек не повторяют друг друга. Самая дорогая ручка, выполненная из золота и пластина, стоит свыше 500 долларов.

В советское время производители ручек использовали уникальное право нанести свой знак или надпись. Наиболее популярной и распространенной торговой маркой в это время был «Союз». С принятием закона о кооперации в 1988 г. в СССР стало возможным появление совместных советско-шведских, финских, норвежских и других компаний. Зарубежные коммерсанты отлично знали маркетинговый успех ручки в работе с партнерами и клиентами. С этого времени в сознании советских предпринимателей, через получение в подарок ручки с логотипом, если не прочно закреплялось доверие к партнерам, то, во всяком случае, вырабатывалась лояльность к той или иной фирме. Заполнение рынка в 1990-е гг. иностранными товарами, в том числе и сувенирной и офисной продукции, породило у потребителей небывалый спрос на эти товары. Осознав будущий коммерческий успех, некоторые производства стали осваивать новую, доселе неизвестную, технологию печати знаков и названия фирм, в том числе и на ручках.

 

 

Сегодня, спустя два десятилетия, практически в каждом городе России есть компании, которые сами выполняют нанесение на ручки. Нашему производству более 14 лет и нанесением тампонной печати занимаются специалисты с огромным опытом работы, отлично знающие все тонкости технологии. Мы работаем с нанесением на любые виды ручек не только потому, что знаем толк в этом деле. Спустя век, ручка как инструмент деловой коммуникации не потеряла свое значение, наоборот, она расширила свои маркетинговые возможности. Ручка с нанесением всегда будет актуальной, как бы ни пытались ее вытеснить мобильные устройства и гаджеты. Ведь человек писать на бумаге не перестанет.